​Как сделать автопром конкурентоспособным?

Господин Шукуров привел следующие обоснования своей позиции:

– Наш автопром с объемом производства в 200-250 тысяч автомобилей в год не может конкурировать с Volkswagen, которое производит 10 миллионов автомобилей, так как при производстве 10 млн. себестоимость одного автомобиля заведомо ниже, чем при производстве 200-250 тыс. (действует так называемый эффект масштаба).

– Во всем мире защищают местных производителей. Поэтому и мы должны это делать. В качестве примера были приведены налоговые льготы (1,4 млрд долларов), предоставленные губернатором штата Невада компании Tesla для производства литий-ионных аккумуляторов Gigafactory для электромобилей.

– Многие страны «встали на ноги» якобы благодаря «сильным компаниям, монополиям» (здесь, что называется, «следите за руками»: термины «сильные компании» и «монополисты» фактически используются как синонимы).

У меня уточняющие вопросы к г-ну Шукурову:

1. В мире десятки успешных компаний-производителей автомобилей. Сам Шукуров упоминает 8-9 только японских производителей (при общем объеме производства в 9 млн. авто в год). Видимо можно смело предположить, что мало, кто из производителей достигает объемов производства, сопоставимых с объемами Volkswagen. Соответственно они не могут использовать эффект масштаба в такой же мере, как и Volkswagen. Но как в этом случае они конкурируют на мировых рынках? Очень надеюсь, что г-н Шукуров не будет утверждать, что все они защищены такими же таможенными платежами (свыше 100%), как и наш автопром. Но тогда получается, что эффект масштаба, которым пользуется Volkswagen не является таким уж непреодолимым барьером для конкурентоспособности автомобилестроителей? Но почему-то является таковым исключительно для нашего автопрома.

2. Если все же согласиться с г-м Шукуровым, что эффект масштаба так важен для достижения конкурентоспособности, и принять во внимание, что мы даже и не планируем хотя бы приблизиться по масштабам производства к Volkswagen, означает ли это, что наш автопром надеется на сохранение протекционистской защиты на несколько десятилетий вперед? (Видимо до того момента, когда автомобили на бензине и газе вообще перестанут использоваться, как в свое время печатные машинки). То есть, мы, узбекистанские потребители и налогоплательщики, обречены не вечную монополию местного автопрома?

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ gm uzbekistan site:kun.uz

3. Вот мы получили открытую и общедоступную информацию: губернатор богатого штата США (самой богатой страны мира) предоставил налоговые льготы в размере 1,4 млрд долл. для налаживания высокотехнологичного производства. Хотелось бы узнать, сколько и каких льгот (а это десятки миллиардов долларов) получил наш автопром за 20 с лишним лет своего развития от государства и населения Узбекистана (одной из беднейших стран мира). А именно, сколько наша страна потеряла от:

– льготной конвертации валюты (по обменному курсу в несколько раз выше рыночного) для отечественного автопрома;

– налоговых льгот, предоставленных автопрому;

– не дополученных поступлений в бюджет от таможенных платежей и НДС на импортные автомобили (так как размеры этих платежей очень высоки, импорт почти не поступает, а, следовательно, бюджет недополучает таможенных платежей и налогов);

– льготных кредитов (надо участь разницу в процентных ставках между льготными и рыночными кредитами);

– завышенных цен на местные автомобили (в данном случае донорами автопрома являются потребители, переплачивая за товар, который можно было бы купить дешевле);

– стояния в очередях, уплаты «шапок», неудовлетворенного спроса и прочих «удовольствий», возникающих в Узбекистане при покупке автомобилей (или я чего-то не знаю, в других странах «шапки» и очереди при покупке авто – обычное явление или было таковым на «соответствующих стадиях развития»).

Пожалуйста, назовите конкретные цифры так же внятно и членораздельно, как это сделал губернатор штата Невада: во сколько нам обошлась, обходится и будет обходиться «защита» нашего автопроизводителя. И может быть впору подумать о защите от автопроизводителя?

4. Вот уже более 20 лет наш автопром пользуется беспрецедентными льготами, оплачиваемыми из кармана потребителей и налогоплательщиков далеко не самой, мягко говоря, богатой страны мира. Что мы, население Узбекистана, получили от этой «защиты отечественного производителя»:

– налаженное конкурентоспособное производство;

– современные модельные ряды авто;

– современные технологии производства;

– более низкие себестоимость и цены.

Можно узнать о конкретных результатах двадцатилетней протекционистской политики?

5. Как так получается, что даже при простой сборке наших автомобилей их себестоимость выше, чем себестоимость зарубежных аналогов? Что у нас заработная плата, стоимость электроэнергии, налоги выше, чем в Германии? Ах да, налоги наш автопром практически и не платил. На них нашу высокую себестоимость не спишешь…

Сколько лет еще нужно дать автопрому, чтоб он стал конкурентоспособным? А если это в принципе невозможно, нужен ли нам такой автопром?

Теперь не вопросы, а комментарии.

Никто не предлагает закрыть автопром, как бы не был он неэффективен. Речь идет лишь о снижении таможенных платежей с запретительных до разумных, например, до 20-30%. Это позволит пополнить бюджет и, самое главное, создать конкуренцию для наших автопроизводителей. А не убить их. Убивает их, делает слабыми, неконкурентоспособными и коррумпированными исключительно монопольное положение, в котором они оказались. Только конкуренция способна заставить нормально работать любого производителя. Никакие программы модернизации, кадровые перестановки не помогут, пока предприятие находится в позиции монополиста, причем почти абсолютного.

Есть выражение: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Относительно темы нашего разговора, я бы переформулировал: «Абсолютная монополия развращает абсолютно и не оставляет никаких шансов для развития».

Возьмите любой учебник микроэкономики и прочитайте, как ведет себя монополист. Он не думает о сокращении издержек, улучшении качества, совершенствовании ассортимента. Он максимизирует свою прибыль за счет искусственного уменьшения объемов производства с целью поднять цены. Если же его цены контролирует государство (как и в нашем случае), тогда монополист раздувает себестоимость, чтобы доказать государству необходимость высоких цен на продукцию.

У нас ситуация усугубляется еще и тем, что ключевой завод автопрома всегда полностью или частично принадлежал государству. Тут в дополнении к монополизму появляются еще и мощные коррупционные «штрихи»: нет реального и эффективного собственника. Поэтому менеджеры предприятия изыскивают самые разнообразные способы извлечения коррупционной ренты, включая создание искусственного дефицита и откаты при закупке комплектующих.

Поэтому, если мы хотим все-таки получить конкурентоспособную автомобильную промышленность и перестать платить дань монополистам и коррупционерам у нас нет другого выхода, как:

– создать в отрасли конкурентную среду,

– приватизировать автопром.Заместитель председателя «Узавтосаноат» Азизбек Шукуров заявил, что нужно быть очень осторожными при снижении пошлин на авто. Я бы сказал по-другому. Нужно быть очень внимательным и острожным, когда слушаешь рассуждения монополиста о том, снижать или не снижать таможенные платежи, которые обеспечивают его монопольное положение.

https://kun.uz
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Общество
В Самарканде состоялся городской этап конкурса "Ташаббус – 2019" на призы Президента Республики Узбекистан. Участники конкурса выступили со своими изделиями, бизнес-проектами, а также предложениями по оказанию разных видов услуг. Городской этап конкурса раньше проводился по таким номинациям, как «Лучший предприниматель в сфере производства», и «Лучший ремесленник». С прошлого года к ним были добавлены еще две номинации: «Лучший молодой предприниматель» и «...
Общество
К нам поступило обращение от учителей Ургутского района Самаркандской области о том, что они получили приказ о сборе средств на оплату контракта на службу в Мобилизационно-призывной резерв. По их словам, хоким района Маматжон Турдиев, на собрании с участием директоров школ потребовал, чтобы каждый школьный коллектив обеспечил отправку одного призывника из числа жителей той махалли, где расположена школа, для службы в Мобилизационно-призывном резерве (1 мес...
Общество
13 мая текущего года Советник председателя Государственного комитета туризма Садик Бадак, ознакомившись с придорожной инфраструктурой региона приехал в Самарканд. Во время визита, советник провел семинар, на тему «Стратегия туризма в Узбекистане», который состоялся в департаменте по развитию туризма Самаркандской области. На семинаре так же обсуждались вопросы развития туризма как в области, так и в целом, где каждый из участников мог выступить с предложен...
Спорт
14 мая в Самарканде начался международный турнир АТР (Ассоциация теннисистов-профессионалов) «Челленджер». В турнире с призовым фондом 54 тыс долларов США принимают участие около 53 спортсменов из 24 стран. Торжественное открытие турнира состоялось при переполненном зрителями теннисном корте.  На открытии турнира выступили хоким города Самарканда Фуркат Рахимов, заместитель хокима области Рустам Кобилов, сепервайзер турнира Андрей Корнилов. Они отметили, ч...
Общество
Тела пяти человек с признаками убийства найдены в автомобиле Damas в Самаркандской области. Возбуждено уголовное дело, розыскные и следственные мероприятия ведутся круглосуточно. Генпрокурор установил над делом особый контроль. Пять человек найдены убитыми на среднем и заднем сиденьях автомобиля Damas в Самаркандской области, сообщила пресс-служба Генеральной прокуратуры Узбекистана. Тела работника фермерского хозяйства А. Х. (1969 г. р.), его супруги, дом...
Разное
В Самарканде произошло ДТП, в результате которого перевернулся автобус, сообщает корреспондент Podrobno.uz со ссылкой на телеканал STV. "Сегодня, 16 мая в 8:30 в Самарканде по улице Дагбидской рядом с гостиницей "Диамонд" произошло ДТП в результате столкновения автобуса "Мидибус", курсирующего по направлению № 404, и автомашины "Спарк", – сообщили в УБДД Самаркандской области. ДТП произошло в результате нарушения правил дорожного движения со стороны 27-лет...
Общество
” Чинарас ", расположенный в махалле "Бузи" Самаркандского района, имеет возможность одновременно предоставлять услуги агро, эко, и гастрономического туризма.3.5 гектара земли занята виноградником, которой в рост человека и каждый желающий может попробовать разные сорта винограда. Также на площади 2 гектара занимают яблони. Еще имеется огромный бассейн, где выращивают рыбу. Это тоже для туристов, которые могут сами поймать ее и там же приготовить.Пусть не...
Спорт
«Ливерпуль», спасибо тебе за этот вечер. Теперь мы снова верим в чудеса. В «Ливерпуль» уже никто не верил: 0:3 в первом матче, травмы Салаха, Фирмино и Кейта.  Но уже на 7-й минуте Ориги зарядил фанатов первым голом. Клопп чувствовал, что это только начало.  И был прав: во втором тайме Вейналдум забил еще 2 ровно за 2 минуты. Невероятные 3:0. Никто не знал, но голландец умеет летать.  Сумасшедшие эмоции.  Ориги делает 4:0. «Барселона» тает прямо на поле.  ...
Общество
Неизвестные вандалы сломали пополам молодые деревья у памятника Гур-Эмира. Люди возмущены вандализмом в отношении деревьев, которые высадили на газоне у памятника Гур-Эмира в Самарканде, сообщает "Даракчи". Неизвестные сломали пополам деревья, которые совсем недавно посадили. Пользователи в соцсетях возмущаются и просят жесткого наказания: "Никакого уважения к чужому труду и природе!". "Вандалов поймать и жестоко наказать!". "Я бы понял, если бы одно дерев...